Рецензия на фильм "Облачный атлас".
Этот престранный фильм оставил после себя престранные впечатления. «Облачный атлас» оказался сумбурным, сюрреалистичным и нагоняющим тоску. Трудно сказать, что это «величайший шедевр кинематографии», но это, безусловно, очень интригующий фильм.
читать дальшеИз недостатков можно отметить затянутость, так как фильм надо смотреть внимательно, а при таком длинном хронометраже это трудновато. Между эпизодами «Периоды полураспада» и «Страшный Суд Тимоти Кавендиша» отсутствует внятная логическая связка, они не перетекают один в другой, как остальные.
Плюсов намного больше. Обилие интересных сцен: сон о битье фарфора, внезапный бунт фабрикатки Юны, цитаты из Солженицына, страшная месть мексиканки с фразой «Я тебе не корова!» и много других. Фрагментарная композиция сюжета заставляет быть внимательным; перевоплощение актеров — тоже интересная задумка, здесь сразу вспоминается древнегреческий театр, в котором мужчины актеры играли и мужские роли и женские. Актерская игра в фильме — очередное доказательство того, что Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Хэлли Берри, Хью Грант, Джим Бродбент, Сьюзан Сарандон — мастера актерской игры. Впрочем более молодое поколение актеров тоже весьма неплохи. Особенно мне понравились Джим Стёрджесс и Джеймс Д’Арси. А также отличные, продуманные декорации и костюмы, грамотная операторская работа и прекрасное музыкальное оформление.
Основой для сюжета послужил «роман-матрешка» Девида Митчелла. Лейтмотивы этой истории: стремление человека к свободе, внешней или внутренней, борьба с несправедливостью, надежда, любовь и верность.
Тихоокеанский журнал Адама Юинга — свобода и верность. Черный раб жаждет свободы, бежит от рабской участи и изо всех сил помогает тому, кто проявил к нему дружеское участие. Молодой американский нотариус полон сочувствия и в итоге остается верным своей совести, а его супруга в коротеньком эпизоде доказывает, что любовь сильнее любых других сил.
Письма из Зедельгема — любовь, надежда и свобода. Мотивы и поступки Роберта Фробишера не ясны до самого конца: жизнь и условности — это удавка, на деле он тоже хочет свободы больше всего, а Сиксмит остается верен любимому человеку до самого конца.
Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей — верность и борьба. Луиза — журналистка, следующая своим железным принципам, она не идет на сделки с совестью, и окружающие люди, глядя на нее, поступают так же, если у них, конечно, есть совесть. Этот эпизод пропитан внутренней свободой Роберта Фробишера и музыкой, которой он стал.
Страшный Суд Тимоти Кавендиша — борьба за свободу. Тимоти Кавендиш поначалу вызывает откровенную неприязнь, учитывая, явную пакостность его натуры. Но жажда свободы и борьба за нее меняют человека. В антураже фарса, конечно, но это выглядит еще забавнее. Зато когда герой изменится, его будет ждать награда — он будет не один.
Оризон Сонми-451 — свобода, любовь, борьба и надежда. Это, пожалуй, самый печальный и самый воодушевляющий эпизод. Родиться рабом и отречься от рабства; поверить в безумную революционную идею свободы для фабрикатов, зная, что за ней неминуемо последует казнь; встретить любовь, увидеть, как она гибнет на твоих глазах, но продолжать говорить, потому что это иначе истина не откроется; и, наконец, умереть с улыбкой, потому что «один уже поверил», а значит цель достигнута — короткий и трудный путь Сонми-451.
Переправа возле Слуши и все остальное — любовь, верность, борьба, надежда и свобода. Захри винит себя за то, что не спас брата и племянника, он отчаялся и потерял веру в самого себя. Суеверный страх перед дьяволом подавляет волю. Но чтобы спасти близкого человека, можно и нужно переступить через себя. Герой слышит в словах чужестранки истину и вновь обретает надежду. А вместе с надеждой получает и любовь, и свободу. В каждом человеке заложено стремление к свободе. Любовь побеждает — вечная истина. Слово «верность» — не пустой звук. И надежда — компас и маяк. Если следовать ей, будущее обязательно будет лучше. Пусть не сейчас, пусть через испытания, трудности и боль. Пусть не сегодня и не завтра, а через года или века. Но обязательно будет.
Этот фильм мне очень напоминает гротескные картины сюрреалистов. Среди странных линий виднеется смутно знакомый смысл, он не виден на первый взгляд — но если найти его один раз, то в следующем эпизоде он сам бросится в глаза. В «Облачном атласе» крайне много лишнего, но если убрать «лишнее», потеряется весь смысл. Получается парадокс. Истории внешне мало похожи друг на друга, но, в действительности, это одна история, которая повторяется снова и снова с разными вариациями и в разных декорациях. По капле смысла в каждой истории, но вместе они — и есть океан.
10 из 10
@темы:
Кинопоиск,
Рецензия,
Облачный атлас